Курсы валют

USD
USD
   59,14      0,31
EUR
EUR
   69,47      0,17
Источник: ЦБ РФ

Погода в Великои Новгороде

   Ясно,
без осадков
.
    :             ....
    :             ....
    :             ....

    Погода на неделю

История города

Великий Новгород - один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.
Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен.
Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте.
Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.
В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля - степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.
Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели - проложить торговый путь "из варяг в греки" Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве
Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.
В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни - Владимира.
После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель.
Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.
Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.
С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья - Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.
При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия - потомки родоплеменных вождей - получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды.
Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.
В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.
Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери "Знамение", почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.
В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси "татарского выхода", снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.
Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.
Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.
На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.
Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское "предательство" военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а "переветник" Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.
Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород "миром". Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения.
Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.
XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам.
Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.
Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного, подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение.
XVII век начался для Новгорода с новых несчастий. В 1611 - 1617 гг. он был оккупирован шведами, вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.
Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.
Господин Великий Новгород — это и есть Русь, причем Русь Древняя, Русь Изначальная. И если Киев — мать городов русских, то Новгород — отец городов русских. Не было тогда ни русских, ни украинцев, ни белорусов. И язык был един. Именно из этих мест происходят такие основополагающие слова, как “Русь”, “руссы”, “русские”. Именно в эти заповедные места был призван скандинавский князь Рюрик с дружиной в 862 году. Впрочем, в исландской саге эта история о приглашении рассказывается по-другому, а главное, правдоподобнее. Бездетный Гостомысл пригласил в Новгород не просто варягов, а троих племянников: его сестра была замужем за варягом. Совсем другое дело. И именно эта дата считается началом всех начал для нашей страны. Отсюда пошла правящая династия великих князей Рюриковичей, которые потом княжили и царили во всех древнерусских городах и землях более 700 лет, вплоть до 1598 года, когда умер последний из них — бездетный царь Федор Иванович, сын Ивана Грозного.
Именно под Новгородом начинался великий торговый путь “из варяг в греки”, который не только способствовал расцвету многих славянских городов, но и позволил впоследствии объединить восточные славянские племена в Киевскую Русь. Сам Новгород стал крупнейшим международным торговым городом. Об этом говорят многочисленные клады, содержащие западноевропейские и восточные монеты, золото и другие цветные металлы, драгоценные ткани, сосуды для вина и оливкового масла из Западной Европы и Византии. Могущественный Ганзейский союз зародился из торговли шведского острова Готланд с Новгородом.
Древний Новгород заложил основы отечественного городского благоустройства. Археологами обнаружены многоярусные деревянные улицы, по которым новгородцы ходили не в лаптях, а в кожаной обуви разнообразного фасона и покроя.
Новгород считается также и родиной средневековой российской демократии. В 1136 году восставшие новгородцы прогнали князя Всеволода Мстиславича, и в Новгороде устанавливается своеобразный политический строй — боярская республика. Верховным органом власти являлось народное собрание новгородцев — вече. Оно разрешало вопросы мира и войны, избирало должностных лиц (посадника, тысяцкого), заключало договоры с князьями, разрешало многие вопросы внутренней политики (утверждало уставы и законы, жаловало грамоты отдельным территориям Новгородской земли).
Вече являлось и верховным судом республики — смертные приговоры приводились в исполнение сразу после их вынесения — преступника сбрасывали в реку Волхов. В то же время в Новгородской судной грамоте говорилось, что запрещается арестовывать кого-либо без суда, а также: “Осудить всех равно, как боярина, так житьяго, так и молодого человека”.
На вече могли присутствовать и говорить взрослые новгородцы-домохозяева, владельцы крупных городских усадеб. Вече сочетало верховную законодательную, исполнительную и судебную власть и было, по сути, органом государственного управления и органом местного самоуправления одновременно. Новгородская республика просуществовала почти до конца XV века.
В 1240 году шведы, оспаривавшие у новгородцев многие земли, вошли в Неву. На борьбу с иноземцами двинулись дружины новгородского князя Александра Ярославича, которому тогда было всего лишь 20 лет. 15 июля 1240 года князь с дружиной нанес шведам поражение. После этой битвы князя Александра стали звать Невским. А 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера он сразился с рыцарями Тевтонского ордена. Это сражение вошло в историю под именем Ледового побоища. Немецкие рыцари были разбиты и отказались от своих завоеваний в русских областях, возвратили пленных.
Но древний Новгород — это не только торговый и военный город. Это еще и выдающийся центр русской культуры, не пострадавший от татаро-монгольского нашествия. Здесь была широко распространена грамотность, причем среди разных слоев населения. Установлено, что средневековые новгородцы писали на бересте религиозные и политические послания, хозяйственные и торговые документы, бытовые и любовные записки. Начало обучению грамоте положил в Новгороде князь Ярослав Мудрый, который создал школу при епископском дворе.
Грамотность сделала возможным появление летописей и первых рукописных книг. Одна из крупнейших библиотек средневековой Руси, где находилось более 1500 рукописных книг, была собрана и хранилась в Новгороде в знаменитом Софийском соборе, построенном в 1045—1050 гг. Остромирово Евангелие (1057 г.), пасхальные таблицы Кирика (XII в.), сборник гражданских и церковных установлений — Кормчая книга (1280 г.), “Великие Минеи-Четьи” архиепископа Макария (XVI в.) — все эти рукописные книги ведут свое происхождение из Великого Новгорода.
Здесь же родились и русская архитектура, и живопись, и прикладное искусство. Свидетельством чего являются древнейшие на Руси памятники искусства — иконы “Апостолы Петр и Павел” (XI в.), “Спас на престоле” (XI в.) и “Св. Георгий-воин” (XI в.), а также выдающиеся фресковые росписи Феофана Грека (XIV в.) в новгородской церкви Спаса на Ильине.
В 1478 году Новгород вошел в состав Русского централизованного государства, оставаясь при этом одним из крупных хозяйственных и торговых центров России. В середине XVI века среди русских городов Новгород занимал 3-е место после Москвы и Пскова по количеству дворов и населения. Но уже в следующем столетии город сильно пострадал от шведской оккупации 1611—1617 годов. А начиная с XVIII века Новгород постепенно теряет свое торгово-экономическое значение из-за бурного развития новой столицы — Санкт-Петербурга.
Но своего культурно-исторического значения Великий Новгород не потеряет никогда. Не случайно, когда в 60-е годы XIX века возникла идея отметить тысячелетие России, взяв в качестве отправной точки призвание Рюрика с дружиной в 862 году, все образованное общество единодушно признало Новгород лучшим местом для проведения торжеств и установки памятника. И 8 сентября 1862 года состоялось торжественное открытие памятника “Тысячелетие России”. На церемонии присутствовали император Александр II с наследником, члены императорского дома, представители Сената и Синода. Автором уникального многофигурного памятника стал молодой, а впоследствии знаменитый скульптор М. О. Микешин.
Многие места на новгородской земле связаны с выдающимися российскими деятелями военного дела, науки и искусства.
Так, недалеко от Новгорода стоит село Кончанское, которое принадлежало семье великого полководца А. В. Суворова. В этом имении генералиссимус, граф А. В. Суворов жил в 1797—1799 годах под присмотром полиции во время своей опалы из-за отказа проводить в армии реформы Павла I. Отсюда же Александр Васильевич отправился в свой последний итало-швейцарский поход в феврале 1799 года.
Знаменитый путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай родился в 1846 году в селе Языково-Рождественское Боровичского уезда Новгородской губернии. А великий писатель Ф. М. Достоевский имел дачу в уездном новгородском городке Старая Русса, где подолгу жил с семьей в 1872—1876 годах. Здесь им были написаны главы романов “Подросток”, “Бесы” и “Братья Карамазовы”.
Во время Великой Отечественной войны Новгород был почти полностью разрушен. Гитлеровцы с особой тщательностью уничтожали “русский дух” города. Серьезно пострадала уникальная коллекция древнерусских икон, хранившаяся в музее города. Часть икон была утрачена безвозвратно, часть вывезена в Германию. Лишь немногие из них возвратились после войны на Родину.
Памятник “Тысячелетие России” был разобран фашистами на фрагменты. Демонтированные фигуры и рельефы памятника захватчики собирались отправить в Германию. Вошедшие в город советские войска сорвали эти планы. И 7 ноября 1944 года восстановленный памятник был вновь открыт. С восстановлением города было сложнее. Но, как говорит русская народная поговорка, “нет худа без добра”. Восстановление разрушенного войной города в 50—60-е годы подстегнуло развитие новгородской археологии, что позволило ученым сделать много важнейших исторических открытий.
В 1951 году экспедицией под руководством историка-археолога А. Арциховского в культурном слое Новгорода были обнаружены первые берестяные грамоты XI—XV веков. Теперь же число найденных древнерусских грамот уже более 1000. Продолжил новгородские исследования Арциховского его ученик В. Янин. Сейчас он — известнейший профессор МГУ, знаменитый археолог и исследователь Древней Руси, личность в научном мире легендарная. Не случайно именно В. Янин сопровождал Президента В. Путина во время его последнего визита в Новгород.
В 2000 году произошло событие, поразившее даже видавших виды археологов. Троицкий раскоп, где археологи работают с 1973 года, сделал еще один необыкновенный подарок: в слое рубежа Х—ХI веков под остатками древнего дома была найдена цера — деревянная книга с текстом на воске. После трехлетнего изучения было установлено, что цера содержит 75-й и 76-й псалмы Асафа и несколько стихов из 67-го псалма Давида из Ветхого Завета. Причем, как выяснила экспертиза, текст был написан раньше 1030 года. Таким образом, найденная цера — древнейшая из известных славянских книг!

Лучший подарок на юбилей начальнику или коллеге, это копия картины известного художника. И заказать копию картины их очень просто. Вы можете Купить картину Пир богов в недорогом интернет магазине копий картин, всем покупателям дарим скидки и подарки, бесплатная доставка, торопитесь цены снижены!